Остается вопросом, признает ли господствующее теософическое и оккультическое сознание первочеловека Адама, происшедшего из Бога, а не из
эволюции мира, или считает человека лишь сложным результатом мировой эволюции.
Неточные совпадения
— Интернационализм — выдумка людей денационализированных, деклассированных. В
мире властвует закон
эволюции, отрицающий слияние неслиянного. Американец-социалист не признает негра товарищем. Кипарис не растет на севере. Бетховен невозможен в Китае. В
мире растительном и животном революции — нет.
Теософия не видит той вины, которая связана с бездонной тайной свободы, свободы сверхприродной, не вмещающейся ни в какую
эволюцию, хотя бы и
эволюцию иных
миров.
Тайна личности единой и неповторимой в
мире, личности цельной, в которой ничто не может быть разорвано, тонет в натуралистической
эволюции вселенной, выраженной в терминах планетарной теософии.
Замечательнейший современный теософ-оккультист Р. Штейнер [См. недавно вышедшую его книгу «Die Geheimwissenschaft im Umriss».] разлагает человека на ряд скорлуп, наложенных одна на другую, и выводит все эти скорлупы из
эволюции иных планетных
миров.
В душе зрела «воля к вере», решимость совершить наконец безумный для мудрости
мира прыжок на другой берег, «от марксизма» и всяких следовавших за ним измов к… православию [Об идейной
эволюции С. Н. Булгакова «от марксизма к… православию» см.: Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму.
Мир (или
миры) для него представляет собой реальную
эволюцию самого божества; божество включено здесь в механизм
мира и доступно раскрытию и постижению методическим, закономерным путем, хотя для него требуются иные методы, нежели для изучения, напр.,
мира микроскопического.
Тип естественнонаучного антропологического учения, которое видит в человеке продукт
эволюции животного
мира, — самый несостоятельный.
Шелер установил четыре типа антропологических учений: 1) еврейско-христианский, творение человека Богом и грехопадение; 2) антично-греческий, человек, как носитель разума; 3) естественнонаучный, человек, как продукт
эволюции животного
мира; 4) теория декаданса, возникновение сознания, разума, духа как биологический упадок, ослабление жизни.
Еще более несостоятелен натурализм, для которого человек есть продукт
эволюции животного
мира.
Мир не был эманацией Бога, рождением или
эволюцией, а творением, т. е. абсолютной новизной, небывшим.
В нем все есть прорыв духа в этот
мир, а не
эволюция, все катастрофично.
Царство Христово лежит вне
эволюции «
мира».
Консервативные учения о религиозной общественности и революционные учения о религиозной общественности одинаково хотят вывести Град Божий из «
мира» и не порывают окончательно с принципом
эволюции, трансформации ветхой общественности в новую.
Поскольку человек еще вне высших достижений Духа, поскольку он принадлежит к физической плоти
мира, он должен участвовать в
эволюции мирской общественности, должен платить дань кесарю.
Творческое развитие должно быть открыто в
мире, а не
эволюция.
Новая общественность сотворится не из элементов «
мира», она сотворится в «мирском» смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой общественной
эволюции, из Духа, а не из
мира.
Материализация
мира, допускающая лишь
эволюцию и не допускающая творчества, есть результат падения персональных субстанций и порабощения их, отяжеления их.
Дарвинизм лишь красноречиво говорит о нетворческом состоянии нашего
мира, о подавленности творческого субъекта в природной
эволюции.
В состоянии пассивности перед необходимостью можно познать лишь
эволюцию в
мире; в состоянии активном и прорывающемся к свободе можно познать творческое развитие в
мире.